Яндекс.Погода
Поиск по сайту
 

НОВОСТИ БЕРДСКА 

ТГК-1 – применяет новое, для лучшей эффективности
ТГК-1 – применяет новое, для лучшей эффективности
09/06 18:54

Котельная ТГК-1 завершила отопительный сезон 2017/2018 годов без сбоев и с высокой эффективностью.

 
Так уж сложилось в Бердске, что основой системы теплоснабжения города являются три централизованных  котельных – Новая, Вега и ТГК-1. Новая и Вега принадлежат администрации города и ими управляет МУП КБУ, котельная ТГК-1 является собственностью одноименного ООО «ТГК-1» и поставляет тепло горожанам через муниципальные сети, которые эксплуатирует МУП КБУ. Об итогах прохождения отопительного сезона 2017/2018 годов и его особенностях рассказал Порталу ЖКХ директор котельной Антон Блинов.

- Как вы можете оценить итог работы котельной в прошедшем отопительном сезоне?
- В производственно-технической части – мы хорошо прошли отопительный сезон 2017/2018 годов. В части работы оборудования, это год мы прошли существенно лучше, чем прошлые годы. Мы на протяжении последние нескольких лет были нацелены на излечение определенных технических «болячек» и эти усилия принесли плоды.  В этом отопительном сезоне в техническом плане, в плане стабильности работы оборудования, мы гораздо лучше отработали. Конечно, эта работа никому не видна. Бердск и наши абоненты на производственной площадке как получали тепло и пар, так и получают. Без срывов.
Если взять лет пять-семь назад, нам приходилось больше внимания уделять самым разным ремонтным и восстановительным работам, и такие ситуации могли возникать неожиданно для нас. В этом сезоне все шло по заранее составленному плану, без каких-то срывов. Убежден, что это серьезные достижения для всего нашего коллектива. Это и для нас польза и для потребителей нашего тепла.

- За счет чего удалось этого добиться?
- Мы подошли системно к решению проблем. Несколько лет назад мы просто для себя решили и разработали основные направления по улучшению нашей работы в техническом и технологическом плане, и начали по ним работать. Каждый год мы собираем статистику наших внутренних технических и технологических показателей, выявляем слабые места и разрабатываем меры по исправлению недочетов. Например, у каждого котла есть свой КПД, так как каждое оборудование индивидуально. Подводя итоги работы за отопительный сезон, выделяли, если так можно сказать котлы «передовики» и котлы «отстающие». И ставили задачу «подтянуть» отстающее оборудование до уровня «передовиков». И так каждый год на протяжении нескольких лет.

- Подробнее можете рассказать?
- Года три назад, после того как мы закрыли более срочные задачи, выявили, что у нас обмуровка котлов ограничивает возможности эффективно вести технологический процесс. А выяснили это после внедрения новых методов анализа технологических параметров. Мы начали с помощью новой аппаратуры в режиме реального времени следить за составом выходящих из котла газов – за содержанием кислорода и угарного газа. Соотношение данных параметров показывает эффективность работы оборудования. Если упрощать картину для понимания общего принципа контроля за эффективностью работы котлов, то например если больше чем нужно в уходящих газах кислорода – то через трубу котельной «улетает» в атмосферу с дымом лишнее тепло. Если идет превышение угарного газа, то имеется недостаток кислорода для горения и это ведет к «недожигу» угля, а значит, на производство одной Гкал уходит лишнее топливо.
И когда мы этим начали заниматься, то выяснили, что у нас состояние обмуровки котлов не позволяет в ряде случаев добиться лучших показателей. Увеличили количество людей, занимающихся обмуровкой. В течение двух лет проблему закрыли. Сейчас идем дальше, решаем другие задачи.
Это определенная эволюция. Двигаемся год от года. Как я уже отмечал, тепловая энергетика это очень консервативная отрасль. И чтобы улучшить КПД нашего котельного оборудования на один процент, надо приложить очень большие усилия. Проводя работу по улучшению работы оборудования, мы оперируем десятыми долями процента. Но тем не менее, это приносит свои плоды, и мы двигаемся вперед.

- Получается, отопительный сезон прошел спокойно и стабильно.
- Отопительный сезон пошел хорошо, благодаря предыдущей планомерной работе последние три-четыре года. Излечили характерные болячки и двигались в строну улучшения КПД нашего оборудования. Еще раз отмечу, что потребители тепла от нашей котельной в этом сезоне получили услугу  на 100 процентов. Какие параметры отпуска тепловой энергии нам выставляло МУП КБУ, такие мы и строго выполняли. Впрочем, как и в предыдущие годы.

- Есть ли какая-то особенность этого отопительного сезона для котельной ТГК-1?
- В этом отопительном сезоне наша котельная практически полностью перешла на работу котлов на буром угле. В начале были опасения. Мы предварительно проводили ряд испытаний, но опасения не подтвердились. Котельная в завершении отопительного сезона 2017/2018 года практически полностью перешла на работу на буром угле.

- В чем были опасения?
- Бурый уголь не является проектным топливом для нашей котельной. Для нас проектным топливом являются длиннопламенные каменный уголь. Именно на него рассчитан весь технологический процесс. А бурый и каменный уголь разные. И как могло повести себя оборудование мы точно не знали.

- А что заставило перейти на новый вид топлива?
- Причина кроется в экономической составляющей. В этом отопительном сезоне департамент по тарифам принял решение не увеличивать тариф на отпуск тепла от нашей котельной. Не приняв в расчет, что все ресурсы, которые потребляет наша котельная для своей работы повысились в цене. В первую очередь – каменный уголь. По сравнению с отопительным сезоном 2016/2017 годов, в отопительный сезон 2017/2018 года каменный уголь подорожал приблизительно на 15%. Причина – увеличение экспорта угля и это «потянуло» цены данного вида топлива на внутреннем рынке.

- На сколько повысились затраты на производство одной Гкал при повышении цены на уголь на 15 процентов?
-  Затраты на уголь составляют порядка 36 процентов от себестоимости выработки тепла. При росте цены на 15 процентов, это увеличивает итоговую себестоимость выработки тепла около пяти процентов.

- Когда котельная начала переходить на бурый уголь?
- В декабре 2017 года начали эксперимент. Попробовали сначала смесь бурого и каменного углей, потом перевели полкотла на бурый уголь, потом полностью котел. «Поиграли» нагрузками, режимами. Все получилось . А с февраля 2018 года уже где-то на 2/3 перешли наши котлы на работу на бурых углях. А весна у нас практически полностью прошла на буром угле.

 - В чем плюсы и минусы бурового угля?
- С финансовой точки зрения плюсы очевидны – он существенно дешевле. Калорийность применяемых нами бурых углей ниже, приблизительно на 18 процентов по сравнению с каменным углем, под который проектировалось наше оборудование и построена котельная. Не смотря на то, что необходимо везти приблизительно на 20 процентов бурого угля больше, чем каменного, это все равно оказалось выгоднее, чем покупать каменный уголь.

- А с точки зрения технологического процесса?
- Есть ограничения, так как этот уголь более влажный, чем каменный. Напомню, наши котлы работают на угольной пыли, которая должна быть сухой. Это единственная сложность. В остальном никаких ограничений нет.
Среди плюсов для нас также является размолотоспособность бурового угля. Т.е. на сколько легко уголь перетирать на наших мельницах в пыль. Бурый уголь проще размалывается. Плюс в буром угле меньше, по сравнению с каменным углем породы, что в совокупности уменьшает износ мельниц, а значит надо реже их ремонтировать.
Очень понравилось, что зольность у бурого угля меньше, не смотря на то, что его потребляется больше, чем каменного. Т.е. грубо говоря, мы например, для производства одинакового количества тепла сожги 12 тонн бурого угля или 10 тонн каменного угля. Но золы от сжигания 12 тонн бурового угля мы получили меньше, чем от сжигания 10 тонн каменного угля. Зольность каменного угля используемого нами лежит в границах от 9 до 18 процентов, а применяемого нами бурого угля зольность находится в пределах пяти процентов. Уменьшение количества золы за собой также «тянет» уменьшение износа оборудования, уменьшает затраты на вывоз и утилизацию золы. И это также, на какие-то доли, уменьшает затраты на производство тепла.

- В отопительном сезоне 2018/2019 годов на каких углях планируете работать?
- Скорее всего, на бурых. Технология отработана, экономическая эффективность при нынешней разнице в цене между каменным углем и бурым заметна. Но загадывать пока не беремся. Если цена каменного угля на внутреннем рынке снизится, или наоборот вырастет цена на бурый уголь, то вернемся к каменному углю.

- Недостатки у бурого угля есть?
- Да. У него относительно небольшой срок хранения. После добычи у бурого угля идет падение его калорийности. И чем больше он лежит на площадке, тем ниже его калорийность. По этой причине, бурый уголь выгодно поставлять регулярно, а не создавать большие запасы. Но еще раз повторюсь, на смотря на имеющиеся отличия от каменного угля, на данный момент работа котельной на буром угле более выгодная.

- Уже заявлено о переходе крупных новосибирских ТЭЦ на работу на бурых углях. Данная информация подавалась в негативном ключе, якобы бурые угли менее экологичны, чем каменные.
- Я вижу основную причину такой критики только в конкурентной борьбе между поставщиками каменного угля для Новосибирских ТЭЦ и новыми поставщиками бурого угля. Это борьба за рынки сбыта, ничего больше. Критиковали за повышенную зольность, но на самом деле бурые угли дают меньше золы и меньше выбросов в атмосферу. Это визуально даже было заметно при работе котельной ТГК-1 этой весной, когда дым от котельной был менее густым, чем в прошлые годы.

- Помимо технологических аспектов работы котельной, есть важная составляющая – экономика. Ежегодно, к завершению отопительного сезона котельная ТГК-1 сталкивается с большой задолженностью МУП КБУ за поставленное тепло. Какая здесь ситуация, на начало июня 2018 года?
- Летом, осенью и зимой 2017 года мы немного вздохнули посвободнее. МУП КБУ в соответствии с принятым тогда графиком начало постепенно погашать свою задолженность – была динамика на снижение долга. Даже летом 2017 года помогло областное Правительство и в рамках помощи МУП КБУ часть денег было направлено нам – порядка 30 млн рублей. Хотя обычно все средства поступающие от областного Правительства уходили на погашение задолженности перед газовиками и энергетиками.
Но сейчас, весной 2018 года, началось новое наращивание задолженности МУП КБУ перед нами. Если раньше долг имел тенденцию к уменьшению, то сейчас обратная динамика  – задолженность растет. И это конечно, не может нас не настораживать и вызывает опасения. Нам надо готовиться к новому отопительному сезону, а денег пока на это сейчас нет.

- Новое руководство МУП КБУ решило не исполнять ранее взятые обязательства перед ТГК-1?
- Мы сейчас ждем новый график от нового руководства МУП КБУ погашения задолженности перед ТГК-1. Обещали его предоставить после 10 июня. И уже на основании данного графика будем делать какие-то выводы.

- Какой размер задолженности МУП КБУ перед ТГК-1?
- По состоянию на 1 июня 2018 года долг МУП КБУ перед нами – 123,7 млн рублей.  И повторюсь, что наблюдается нездоровая тенденция по росту долга. Например в 2017 году в период с 1 марта по 1 июня задолженность МУП КБУ сократилась на 22 млн рублей, а в этом году (2018) с 1 марта по 1 июня она увеличилась на 4,4 млн рублей.

- Как будете выходить из сложившейся ситуации?
- Надеюсь, что вопрос будет решен и мы сможем без проблем подготовиться к новому отопительному сезону.

Дмитрий Дорофеев, фото автора

 




Комментарии – 0
Оставить комментарий

Прежде чем вы сможете увидеть свой комментарий, он будет проверен редактором.

НАРОДНЫЕ НОВОСТИ

Сообщить свою новость

Комментарии

[X]

Войти в личный кабинет

Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?