НОВОСТИ БЕРДСКА
Бердское АТП уже восстанавливает второй автобус, которые остальные АТП списывают. «Будет как новый» - убеждены на предприятии.
Из-за ограниченности финансовых возможностей, бердское АТП изыскивает варианты экономить средства и восстанавливать подвижной состав предприятия. Этой весной после полного восстановления кузова и салона вышел первый такой автобус на линию. Эксперимент признан удачным. Сейчас на «стапелях» автотранспортного предприятия полное восстановление кузова проходит второй ПАЗик «Аврора», вышедший на линию в 2005-2006 годах. «Будет как новый», - отмечает директор АТП Елена Бороздина.
- Сначала мы попробовали металл (при восстановлении автобусов), затем начали покупать пластик. А сейчас наш специалист предложил клеить самостоятельно кузовные панели из стеклопластика. Попросил материал. Начали. Первый раз попробовали – получилось. И будем продолжать дальше, - рассказывает Елена Бороздина.
Технология, которую сейчас применяют на предприятии нельзя назвать какой-то уникальной, но в рамках Новосибирской области Елене Бороздиной не известно, чтобы кто-то занимался таким глубоким восстановлением подвижного состава. «Как правило автобусы, в таком состоянии как он заехал в бокс на восстановление, подлежат сразу списанию», - поясняет Елена Бороздина. Себестоимость практически полного восстановления «ПАЗика» составляет в рамках бердского АТП в пределах 400-500 тысяч рублей. Если отдавать куда-то «на строну» для выполнения того-же объема работ, стоимость восстановления приблизится к 1 млн рублей.
- Мы от кузова и шасси оставляем практически только раму, стекла и крышу автобуса, - поясняет Алексей Дёмкин, занимающийся восстановлением автобусов на Бердском АТП. – Все остальное проходит полную замену.
Весь технологический процесс по восстановлению кузова и салона «ПАЗика» сейчас занимает около трех месяцев. Автобус находящийся на «стапелях» в работе два месяца. Сейчас остается уже последняя фаза – установка пластиковых панелей, окраска и монтаж салона. И можно выпускать автобус на линию.
По словам Алексей Дёмкина, в процедуре восстановления автобуса применяется металл – это каркас кузова и верхний ряд борта автобуса, так как они выполняют роль силового элемента конструкции. А вот нижний ряд бортов автобуса делают пластиковые. На первом автобусе восстановленном по данной технологии применяли покупной пластик, сейчас самостоятельно выклеивают панели из стеклопластика. Пытались купить стеклопластиковые панели в готовом виде, но предложение есть только из Москвы или Санкт-Петербурга. А это долго и дорого. Для самостоятельного изготовления панелей изготовили стенд, закупили стеклоткань и эпоксидный клей. Каждая панель, в зависимости от места расположения, «собирается» из 10 или 15 слоев стеклоткани. Потом пластиковые панели «садятся» на металлический каркас с помощью специального герметика и дополнительно закрепляют клепками.
- Первоначально восстанавливали борта автобуса с использованием металла, но он в наших условиях «ходит» недолго. Буквально через год начинает все вновь ржаветь, - поясняет причину перехода на пластик в ремонте автобусов Алексей Дёмкин. – Новые автобусы ПАЗ «Вектор» с такой-же конструкцией идут. Верх железо, низ – пластик.
Хотя восстановление автобуса занимает около трех месяцев, но в очереди на подобное восстановление уже «стоит» еще пять «убитых» автобуса. «Это после дачных маршрутов», - отмечает Елена Бороздина. – «Как заканчивается дачный сезон, сразу несколько автобусов ставим на капиталку».
- Мы не списываем автобусы. Мы не нас столько богатые. Мы их восстанавливаем, - делится Елена Бороздина. – К нам уже обращалось Сузунское АТП с просьбой восстановить свои автобусы. Но мы пока не можем. Цеха «забиты» своими автобусами.
Дмитрий Дорофеев, фото автора
Как на Кубе))