Яндекс.Погода
Поиск по сайту
 

НОВОСТИ БЕРДСКА 

Бердск пытаются затащить в транспортную аферу?
Бердск пытаются затащить в транспортную аферу?
12/11 12:55

По инициативе областного Минтранса в Бердске, Искитиме и Искитимском районе собираются кардинально реорганизовать пассажирские перевозки.

11 ноября 2020 года в Бердске прошло совещание с участием заместителя министра транспорта НСО Вячеслава Невежина и представителя московской компании ВЭБ.РФ. Региональный чиновник и коммерсант озвучили перед руководством Бердска принятое решение о кардинальной реформе пассажирских перевозок, предусматривающей замещение всех участников бердского рынка пассажирских перевозок компаниями, аффилированными с ВЭБ.РФ. Портал ЖКХ неофициально пообщавшись с рядом участников этого совещания, проанализировав опыт внедрения новой схемы организации пассажирских перевозок в Твери, попытается осветить максимально полно предлагаемое нововведение.

С чего все началось

2 ноября 2020 года под председательством Губернатора НСО Андрея Травникова прошло совещание с ВЭБ.РФ «по проекту реформирования общественного транспорта» Новосибирской области. Помимо министров областного правительства в совещании приняли участие Главы Новосибирска, Бердска, Искитима и Искитимского района. Основная цель совещания -  ознакомить участников с предложением ВЭБ.РФ, демонстрация опыта города Тверь где уже реализуется проект ВЭБа и переход вышеназванных городов и района на брутто-контракты в сфере пассажирских перевозок.

По неофициальной информации, мэр Новосибирска Анатолий Локоть отказался от реализации проекта ВЭБ.РФ в областном центре. Одним из аргументов своей позиции озвучил как раз опыт Твери, где с приходом компаний входящих в ВЭБ.РФ, полностью ликвидирован городской электротранспорт, что для Новосибирска не приемлемо.

По итогу совещания принято решение создать до 12 ноября 2020 года межведомственную рабочую группу для «рассмотрения вопроса модернизации и развития общественного транспорта Новосибирской агломерации». До 30 декабря 2020 года рабочей группе поручено рассмотреть вопрос реформирования общественного транспорта в городе Бердск, Искитим и Искимском районе в части «введения оптимальной маршрутной сети», «обновления подвижного состава», принятия «графика реализации проекта».

Также рабочая группа должна предоставить предложения по «созданию региональной подведомственной организации (региональный оператор) реализующей контрольно-управленческий функционал по управлению общественного транспорта Новосибирской агломерации (включая город Бердск, Искитим, Искитимский район) на основе комплексной цифровой платформы.

А по Новосибирску рабочей группе поручено рассмотреть вопрос модернизации и развития наземного электротранспорта.

Совещание в Бердске

11 ноября 2020 года представитель компании ВЭБ.РФ презентовал в Бердске на примере опыта Твери проект модернизации пассажирских перевозок. В рамках вынесенного предложения, ВЭБ.РФ готов поставить в наш город 105 больших низкопрофильных автобусов, которые находились в эксплуатации не более одного года. Это разовая закупка транспорта на 10-летний период действия контракта. В рамках проекта должны состояться новые торги на маршруты пассажирских перевозок в Бердске с фактическим замещением существующих перевозчиков на компании, предложенные ВЭБ.РФ. Интервал движения автобусов предусматривается до 20 минут, все автобусы должны быть оснащены терминалами для пользования социальными картами. Все маршруты должны работать в рамках регулируемого тарифа.

Базой для размещения нового автопарка, по замыслу Минтранса, должно стать Бердское АТП. Судьбу самого АТП не обсуждали, но фактически по мнению Минтранса, АТП должно прекратить свое существование и замещено структурами ВЭБ.РФ. И самое главное, Бердск должен будет заключить с предлагаемым новым перевозчиком так называемый брутто-контракт. 

Брутто-контракт в сфере пассажирских перевозок

Вот как описывает суть брутто-контракта директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин в интервью сайту Gudok.ru в 2016 году.

«Есть города, которые решили задачу финансирования и развития транспорта за счет перехода на систему «брутто-контракта». Казань - первый город в России, в котором это удалось, второй - Москва. «Брутто-контракт» - это слово нужно выучить - это изобретение западно-германских городов 60-х годов. Идея заключается в том, что горожанин не должен знать, кто его возит. В городе может быть муниципальный перевозчик или частный, но если я, горожанин, купил билет, то он должен действовать в любом транспортном средстве любого перевозчика.

В городе создается организатор перевозок, который аккумулирует у себя всю выручку от продажи билетов и субсидию из городского бюджета. Выручка и субсидия попадают в общую кассу. У организатора перевозок есть контракты с перевозчиками на выполнение плана по рейсам, он проверяет выполнение рейсов и немедленно анализирует результаты. Ведь в данном случае за «перевозку воздуха» будет отвечать именно организатор перевозок. С другой стороны, ни один перевозчик не может присвоить себе деньги пассажиров в обход организатора перевозок.

Для перехода на систему «брутто-контракта» город должен обладать бюджетными резервами. Допустим, за день оператор должен заплатить перевозчикам 1 млн рублей. А у него в кассе 950 тысяч. Для города с бюджетом Москвы покрытие этих разрывов не представляет никаких трудностей. Но как только у города бюджет трещит по всем швам, невыполнение контрактных обязательств чревато иском от владельца частного предприятия. Я думаю, что города с крепкими бюджетами на это рано или поздно перейдут. Все богатые города Европы давно перешли на такой контракт, потом перешли в Латинской Америке и Японии».

Главной особенностью брутто-контракта является оплата перевозчику за километр пробега по маршруту со стороны муниципалитета. Перевозчика не волнует, есть пассажиры или нет. Проехал 1000 километров автобус – будь любезен муниципалитет оплатить это пробег по цене, указанной в контракте. А сам сбор средств с пассажиров возложен на муниципальные органы. 

Подводные камни прозвучавших 11 ноября предложений для Бердска

1.Стоимость предлагаемого брутто-контракта для городского бюджета ежегодно оценивается в 905 млн рублей. Даже если предположить, что половина этой суммы будет возвращена за счет билетов (что маловероятно), 450 млн рублей для бюджета Бердска гигантская сумма. если учесть, что собственные доходы бюджета города составляют около 900 млн рублей.

2.Стоимость одного километра пробега в рамках предлагаемого брутто-контракта для Бердска оценивается порядка 150-160 рублей. Если учесть, что бюджету Бердска сейчас один километр пробега муниципального автобуса обходится порядка 60 рублей, которые АТП зарабатывает в рамках аукционных процедур. Плюс муниципальный АТП охватывает порядка 20 процентов пассажирских перевозок, остальные перевозки осуществляются за счет частных перевозчиков, которые работают по нерегулируемому тарифу. Никто из бердских перевозчиков не получающих бюджетных дотаций.

3.Судьба АТП и частных перевозчиков. Фактически, предлагая монополизировать рынок пассажирских перевозок через свои компании, ВЭБ уничтожает муниципальное предприятие и лишает работы и доходов частных перевозчиков. Компании, работающие от ВЭБа в качестве перевозчиков, регистрируются в Москве и все налоги «уходят» в столицу. Плюс по имеющейся информации, немалая часть водителей автобусов работающих в проекта ВЭБ по пассажирским перевозкам трудятся вахтовым методом. А значит, местные водители лишатся работы.

4.Контракт заключается на 10 лет и в случае его либо досрочного расторжения, либо ухода ВЭБа с рынка перевозок в Бердске через 10-лет, город останется «у разбитого корыта». Собственного АТП не будет, структура частных перевозок разрушена. Это приведет либо к коллапсу перевозок, либо к заключению нового контракта на еще более не выгодных условиях для муниципалитета. Также непонятна судьба автобусов, закупленных разово на все 10 лет эксплуатации. За этот срок все автобусы придут в негодность.

5.Все пассажирские перевозки должны проходить полноразмерными автобусами, микроавтобусы должны быть убраны с дорог. С учетом ширины улиц ряда транспортных артерий где проходят сейчас маршрутные автобусы, увеличиваются риски дорожно-транспортных происшествий.

6.Частные перевозчики выйдут с акциями протеста как против местной администрации, так региональных властей.

7.В рамках брутто-контракта, которые уже заключены в стране, для перевозчика важно соблюдение графика движения и нахождения на маршруте, вне зависимости от мнения жителей. В рамках такого контракта, водители могут проехать мимо остановки, не ждать пассажиров, устраивать резкие старты и гонки на маршруте. Как правило для водителей маршрутов ухудшаются условия труда, что приводит к серьезному дефициту кадров. Водителей перевозчик начинает приглашать на работу вахтовым методом, нередко гастрабайтеров из соседних стран.

8.Появление единого регионального транспортного оператора по примеру мусорного оператора, к которому существует огромное количество вопросов.

Странности прошедшего совещания

У участников совещания сложилось впечатление, что приехавшие «гости из столицы» расценивают бердчан как представителей покоренного в результате завоевания народа, который примет все навязываемые «победителем» условия «капитуляции». На все проблемные вопросы не было дано внятных ответов, только обещали «счастье» и «новые автобусы с кондиционером».

Чиновник Минтранса вел себя так, как будто лично заинтересован в реализации данного проекта. Постоянно ссылался на Губернатора и обещал, что если Бердск не согласится на предложения ВЭБа, то все кто выступает против, будут лично отчитываться перед главой региона.

Представитель ВЭБа оперировал цифрами относящимся к сфере «для служебного пользования», которые ему официально не передавались из администрации города.

Что дальше?

Помимо рассмотрения вопроса внедрения «прогрессивного метода» в Бердске на уровне рабочей группы, к вопросу подключились депутаты ЗакСобрания от Бердска. Планируется, что вся эта ситуация будет обсуждена на уровне комитетов ЗакСобрания и уже по результатам будет приниматься какое-то решение. Ситуация непростая и депутаты не хотят ее развития в рамках роста социальной напряженности и возможных протестов.

Опыт Твери

Одним из первых городов, где была внедрена система брутто-контрактов, стал Архангельск. Директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта Михаил Якимов рассказывает, что, начиная с 2005 года, «эта модель просуществовала сравнительно недолго и прекратила свое существование именно потому, что водители перестали подъезжать к остановкам, а, подъезжая к остановкам, перестали открывать двери. Они были не заинтересованы в перевозке пассажиров. И волна возмущения пассажиров таким поведением перевозчиков вынудила администрацию города прекратить такую модель взаимодействия с перевозчиками».

Сейчас пока можно говорить об возможно успешном опыте внедрения брутто-контрактов только в двух крупных городах страны – Москве и Казани. Каждый из этих городов имеют свою уникальную специфику и это опыт не может рассматриваться как серьезный пример для всех остальных городов России.

В Твери эксперимент по новой системе брутто-контрактов стартовал в феврале 2020 года. По информации открытых интернет-источников, Тверская область провела 14 аукционов на общую сумму 22,6 млрд рублей для обслуживания новой маршрутной сети. Право обслуживать часть маршрутов выиграла компания ООО «СВТК», которая уже работала в регионе, но большую часть взяло ООО «Верхневолжское АТП» (уставной капитал 10 тыс. рублей) — это новое юрлицо, его зарегистрировали 26 августа 2019 года. Учредителями новой организации стали Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области (51%) и ООО «Контроль-Сервис» (49%), чьей управляющей организацией является ООО «Управляющая компания Автолайн-Транслайт». «Управляющая компания Автолайн-Транслайт» зарегистрирована в Москве, с уставным капиталом в 10 тыс. рублей. Обслуживать маршруты «Верхневолжское АТП» будет с февраля 2020 года по декабрь 2026 года.

«Верхневолжское АТП» закупило 470 автобусов у группы ГАЗ: 110 больших ЛиАЗов на 105 пассажиров каждый, 314 ЛиАЗов среднего класса на 73 человека и 14 «ГАЗель NEXT» на 20 пассажиров. На закупку техники ушло 3,03 млрд рублей — здесь ООО «Верхневолжское АТП» помогла лизингом госкорпорация ВЭБ.РФ.

В Твери до начала реформы было ликвидировано трамвайное сообщение, а весной 2020 года троллейбусное сообщение. С улиц после старта реформы убраны маршрутки, все перевозки осуществляются полноразмерными автобусами.

Дмитрий Дорофеев, фото из открытых интернет-источников


Комментарии – 23
Гы_ 12.11.2020

Спасибо за качественный материал!

Николай Сычев 12.11.2020

Если это совещание произошло 11 ноября в г.Бердске, а сегодня, 12 ноября, состоялась сессия Совета депутатов то у меня вопрос и к и.о.Главе г.Бердска Захарову В.Н. и к председателю Совета депутатов Голубеву В.А.: Почему эту информацию о нововведении в пассажирских перевозках для города Бердска не озвучили на сессии? Почему депутат Совета депутатов Бороздина Е.В., директор Бердского АТП промолчала на сессии или она не в курсе этого? Кто мы депутаты для администрации Бердска представительный орган местного самоуправления или ........? Почему Шестернин Е.А. и Захаров В.Н., зная от это еще 2 ноября (после совещания у губернатора) не поставили в известность депутатов Совета депутатов? Что это за игра?
Я возмущен действиями администрации и призываю коллег-депутатов созвать внеочередную сессию Совета депутатов для обсуждения этих предложений региональных и федеральных властей и дать им объективную оценку!
Здесь и так ясно, что никаких рабочих групп не нужно создавать и запугивать нас губернатором неэтично, а преступно.

Гость портала ЖКХ 13.11.2020

Бороздина давно в курсе и именно она сделала совещание неудобным для москвичей. Если не знаете, зачем делаете выводы. Смысл это обсуждать на сессии, если схема другая. Благодаря Бороздиной эту проблему не замолчали.

Дмитрий Д. 16.11.2020

Сейчас все выходит в публичную плоскость и это очень хорошо! Е.В.Бороздина подключила к проблеме многих, за что ей большое спасибо!

Николай Сычев 12.11.2020

Это наглость, это оскорбление бердчан.

Иван 12.11.2020

Назначение Голубева это уже оскорбило бердчан

Гость портала ЖКХ 13.11.2020

Его партия ЕдРо рекомендовала, а это сила.

Иван 13.11.2020

Сила покидает ЕдРо

Гость портала ЖКХ 12.11.2020

Да эти депутаты хвосты прижмут и будут тихо скулить. Позор!!!

Дмитрий Д. 13.11.2020

Посмотрел торги по пассажирским перевозкам в Бердске за 2020 год. Было разыграно три аукциона на сумму почти 99 млн рублей (с учетом дачных маршрутов). Выиграл БАТП - частники не заявлялись. Если учесть, что БАТП берет 20% рынка, умножаем 99 млн на 5 - получаем (ориентировочно) 500 млн рублей, которые потребовались бы бюджета Бердска на полный охват пассажирских перевозок по муниципальным контрактам. Сейчас же по предложению ВЭБа идет речь о 900 млн рублей ежегодно. Да, там выручка от продажи билетов возвращается в бюджет. Но не будет возврата в 400 млн рублей ежегодно. Даже с учетом покупки новых автобусов, как-то все плохо бьется. По этим цифрам получается в запрашиваемой сумме "лежит" неучтенка порядка 100 млн рублей. Зная современную специфику, как-то не верится, что эта неучтенка пойдет на развитие Бердска, а не кому-то лично в карман.

Горожанка 13.11.2020

Спасибо за подробный и понятный материал!

Гость портала ЖКХ 13.11.2020

Дети наивные,основой основ капитализма является монополизация всего и вся,а разговоры про малый бизнес и конкуренцию всех форм собственности - это опять же для дурачков.

Александр 13.11.2020

Это попахивает такой же аферой, как мусорная реформа. Разогнав местных уборщиков, сейчас решают как быть с аффилированными уборщиками. Они тоже хотят жить, как в Москве....

Гость портала ЖКХ 13.11.2020

Остап Бендер нервно курит в сторонке.

пенсионер 15.11.2020

Багира М -тоже хотела подкалымить.Теперь эти пытаются.Неужелиопять влипнем?

Е. В. Белова 15.11.2020

Спасибо Дмитрий, за подробный материал. Согласна с Николаем Фёдоровичем! Депутаты узнают информацию из СМИ. Раболепство у наших чиновников в крови к сожалению. От этого то и тревожно. Смахивает на мусорную реформу. Обещали "горы золотые" в виде мусороперерабатывающих заводов, установку мус. контейнеров, а в итоге что? Второй полигон "под носом". Где наши деньги? У нас бюджет не как в Москве. Нам такая схема не подойдет.

Дмитрий Д. 16.11.2020

Ситуация по имеющейся информации, выглядит для Бердска очень плохо. Беседовал с одним знакомым, он раскладывает ситуацию на два спектра - для жителей и для всех остальных. По его мнению, для жителей предлагаемая схема выглядит очень привлекательно. На первый взгляд. Но когда я начал ему указывать, что для дефицитного городского бюджета изъятие дополнительных средств на организацию пассажирских перевозок приведет как минимум к сокращению других расходов - например на ремонт дорог, он призадумался. Есть пример крупных городов - Москва и Казань, где введение системы брутто-контрактов привело к улучшению пассажирских перевозок. Но! Это города с богатыми бюджетами и большими размерами и населением. там, когда множество небольших организаций кто занимается перевозками, создавало раздрай и путаницу. Система ВЭБ предлагаем помимо всего, систему единой диспетчеризации и единый центр организации пассажирский перевозок. Но для Бердска такая система, из-за наших скромных размеров (по сравнению с Москвой), не дает серьезных плюсов, а дает серьезные минусы. И что немало важно - все налоги с этой системы будут уходить в Москву. Плюс водители будут на вахте, а значит местные жители будут без работы.
Немного еще добавлю. От общественной палаты ушло письмо на имя Костылевского (Минтранс НСО) с просьбой включить представителя ОП в рабочую группу. Посмотрим, на сколько они заинтересованы в гласности в работе комиссии. Да, сроки формирования комиссии прошли, но узнали об ее образовании очень поздно. Есть ее некоторые идеи, но они пока в стадии проработки.

Гость портала ЖКХ 16.11.2020

Дмитрий и Белова не сотрясайте зря воздух, ещё раз повторяю, что все беды истекают из общественного уклада в котором мы с вами существуем на дворе капитализм по российскому сценарию.

Дмитрий Д. 16.11.2020

Вы не правы в том, что ничего сделать нельзя. Если молчать и смиренно соглашаться, то конечно ничего изменить нельзя. Если активно выступать против тех или иных глупостей которые навязывается сверху, то есть вероятность этого не допустить. В каких-то ситуациях больше вероятность, в каких-то меньше.
А то что сейчас социализма нет, это верно.

настя 16.11.2020

а я за афёру пусть потом с бюджета города качают денежки ,а депутаты будут удивляться что их обманули ,как вышло с БАГИРОЙ

AlexAm
AlexAm 17.11.2020

Убьют всех маршрутчиков, а потом будут раз в 30 минут ходить битком набитые автобусы. Сейчас в Бердске практически идеальная система - ожидание маршруток минимальное - 2-3 минуты, кроме совсем уж малочисленных маршрутов - если начнут менять на автобусы - интервал вырастет в несколько раз, а там и пассажиропоток уменьшится (проще дойти пешком будет, чем ждать по 20-30 минут) и вообще всё загнется, как было в советское время в небольших городах

настя 17.11.2020

И что щёки раздувать как губернатор скажет так и делает мэр и на 2 срок останется по приказу и депутаты ручные это давно люди в городе поняли ,как не было порядка так и не будет

Дмитрий Д. 19.11.2020

Посмотрим, на сколько в это готов будет вмешаться губернатор. Одно дело зам минтранса, его в конечном итоге можно будет и "крайним" сделать, а другое дело губернатор. Депутаты ЗакСобрания сейчас на стороне Бердска и не поддерживают намечаемые преобразования.

Оставить комментарий

Прежде чем вы сможете увидеть свой комментарий, он будет проверен редактором.

НАРОДНЫЕ НОВОСТИ

Сообщить свою новость

Комментарии

[X]

Войти в личный кабинет

Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?