Яндекс.Погода
Поиск по сайту
 

РЕГИОНАЛЬНЫЕ НОВОСТИ 

Мусорная математика
Мусорная математика
11/04 04:01
Эксперт по ЖКХ Руслан Губайдуллин — о том, как сделать раздельный сбор отходов экономически эффективным.
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев высказал мнение, что оператор не должен брать плату за вывоз мусора, который можно подвергнуть вторичной переработке.

Действительно, так происходит в ряде зарубежных стран. Например, в Германии, которая является передовой в вопросах раздельного сбора и переработки мусора.

Там люди оплачивают вывоз и утилизацию только одного контейнера — со смешанными отходами. Утилизацию биоотходов финансирует муниципалитет, а переработку пластика, алюминия, макулатуры и стекла — так называемые дуальные системы. Это компании, которые аккумулируют платежи за расширенную ответственность производителей упаковки по всей стране. Фонды дуальных систем пополняются за счет специальных отчислений, которые включены в стоимость товаров и услуг. Именно поэтому банка газированного напитка в России стоит около 30 рублей, а там — почти €2. Покупая телефон, мебель или костюм, человек сразу оплачивает утилизацию этих вещей. И эти деньги идут переработчикам.

По сути, бизнес берет на себя ответственность за переработку товаров и упаковки, вышедших из употребления, или платит экологический сбор. У нас эта система также введена, но ее необходимо законодательно «докрутить» и тщательно отработать на практике, чтобы она была эффективной. Нужно учитывать, что суммы платежей значительно ниже, чем в Европе.

Так что есть объективные обстоятельства, из-за которых сейчас трудно сделать бесплатным вывоз вывоз некоторых видов мусора. Дело в том, что в каждом субъекте РФ за весь процесс движения твердых коммунальных отходов (ТКО) отвечает региональный оператор. В некоторых случаях и за внедрение раздельного сбора, если такое решение приняли местные власти.

А это серьезные расходы. Во-первых, нужно приобрести дополнительные мусоровозы, так как они не могут одномоментно забрать разные виды отходов, и увеличить количество рейсов. На минуточку — один автомобиль стоит 16 млн рублей.

Во-вторых, необходимо приобрести достаточное число контейнеров (один стоит в среднем десять тысяч рублей), чтобы набрать объем, который возьмет переработчик. Обратите внимание, что не вся сумма на покупку контейнеров закладывается в тариф. К тому же баки ломают воруют, сжигают. В один евроконтейнер вмещается всего около 20 кг пластика стоимостью чуть более 200 рублей, однако чаще всего удается выбрать только 70–80% чистого сырья, пригодного для дальнейшей переработки.

В-третьих, у людей не хватает навыков и знаний о том, как правильно сортировать отходы. Хотя, казалось бы, всё просто — в баки для пластика нужно складировать только пластик. Но зачастую там можно найти органику и прочие отходы. Всего лишь один пакет может испортить всё содержимое контейнера. Следовательно, такое сырье уже никто не купит.

Да и с реализацией тоже возникают сложности. Далеко не всегда по соседству с зоной деятельности регоператора есть перерабатывающее предприятие. А везти груз за сотни километров невыгодно с точки зрения экономики. Так что распространенное представление о доходах регоператоров, которые они могут получить от продажи разделенных отходов, сильно преувеличено.

При этом собственные доходы регоператора формируются в основном из платежей жителей и юрлиц. Если мы посмотрим статистику по стране, то увидим, что пока собираемость находится на достаточно низком уровне, лишь в отдельных регионах она достигает 80%.

Так что к моменту, когда население сможет получать бонусы за то, что будет отдельно складировать пластик и бумагу, мы должны прийти, но постепенно. Нужно создать инфраструктуру — контейнеры, сортировки, перерабатывающие предприятия. В том числе с использованием средств расширенной ответственности производителей.

Кроме того, на мой взгляд, требуется внести комплексные изменения в действующие санитарные нормы и правила. Так, предусмотреть возможность вывоза раздельно собранных отходов по мере их накопления и исключить требование ежедневной очистки контейнеров. Также нужно сформулировать особый порядок вывоза ТКО для труднодоступных населенных пунктов. Это крайне необходимо для удаленных районов Крайнего Севера и для населенных пунктов, с которыми нет круглогодичного транспортного наземного сообщения. Если все эти препоны не устранить, то стоимость услуг регионального оператора значительно возрастет.

Не стоит забывать и о разъяснительной просветительской работе с людьми. Если мы хотим называться цивилизованным обществом, раздельный сбор должен стать для каждого россиянина таким же обыденным делом, как, например, утренний душ. Но нужно его собирать правильно, если мы хотим в итоге получить качественное сырье.

Формирование всей системы сортировки и переработки отходов в Европе заняло около 30 лет. И сейчас этот механизм, в который вовлечены и люди, и мусоровывозящие компании, и производители, и власти, действует слаженно. Если же начать внедрять его искусственно, есть риски перекосов.

Автор — исполнительный директор ассоциации операторов по обращению с отходами «Чистая страна»

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Источник: Известия


Комментарии – 0
Оставить комментарий

Прежде чем вы сможете увидеть свой комментарий, он будет проверен редактором.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

НАРОДНЫЕ НОВОСТИ

Сообщить свою новость

Комментарии

[X]

Войти в личный кабинет

Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?