Яндекс.Погода
Поиск по сайту
 

РЕГИОНАЛЬНЫЕ НОВОСТИ 

Вадим Агеенко: Может ли обанкротиться Региональный оператор при долгах 700 млн. рублей?
Вадим Агеенко: Может ли обанкротиться Региональный оператор при долгах 700 млн. рублей?
20/08 13:13

Вадим Агеенко, заместитель председателя комитета по строительству, ЖКХ и тарифам в Областной Совет депутатов НСО на своей страничке в фейсбуке размышляет о ситуации с мусорной реформой в НСО. 

Почему перевозчики пожаловались Губернатору на регионального оператора и кто кому должен?
Давайте разберемся на конкретных цифрах и фактах.

К сожалению, деятельность компании ООО "Экология-Новосибирск" (ЭН) нам в области приходится отслеживать с 2016 года, когда она заключила очень выгодную для себя "мусорную концессию" по строительству в НСО двух МСК и двух полигонов стоимостью в 6,5 млрд. рублей. Концессия действует уже четвертый год но ни одного МСК или полигона эта компания так и не построила в Новосибирской области. Даже утвержденного проекта на эти МСК до сих пор нет.

Мы помним как весной 2017 года эта компания в поисках денег выпускала ценные бумаги на 1 млрд. рублей, хотя сама на тот момент была закредитована почти на 200 млн. рублей. Но эти ценные бумаги оказались ни кому не нужны и собственники компании ЭН (АО ЭКОЛОГИЯ 80% и Туктаров 20%) сразу после выпуска "облигаций" решили продать свои акции. Покупателей искали долго, первоначально просили цену около 1 млрд. руб. (никто не покупал), в конечном итоге, говорят, цена упала до 250 млн. руб., за эту цену московская компания проектного финансирования (ГК ВИС) купила 75% доли в ЭН, это было в октябре 2017 года, но денег от этого в Экологии-Новосибирск не добавилось.
Зачем же москвичи решились "купить" такую обременительную компанию, у которой долги растут, с концессией ни чего не получается да ещё и акции на 1 млрд. рублей не раскупаются?
Всё стало понятно когда засветила перспектива в 2018 году стать Региональным оператором (РО) по обращению с отходами для всей Новосибирской области с 10 летним оборотом средств (Затраты) в 30 млрд. рублей (3,1 млрд. руб. на 2019 год или в среднем 258 млн. руб. в месяц).

Но это затраты, а вот свои расчетные доходы РО исчислял очевидно просто: тариф для населения нашей области был установлен 92,42 руб./чел, население области - 2 793 389 чел, значит только с населения РО потенциально может собрать около 258 млн. руб. в месяц (3,1 млрд. руб. в год). Как мы с вами видим, только годовой расчетный сбор от населения должен был покрыть все затраты РО. Но ведь за вывоз мусора платят и юридические лица, и это должно давать ещё 1/3 доходов (около 90 млн. руб. в месяц или около 1 млрд. руб. в год). Таким образом, совокупный доход РО может по расчетам составлять 4,1 млрд. руб. в год или 342 млн. руб. в месяц. Если из этой расчетной суммы исключить все годовые затраты (3,1 млрд.руб.), то получается, чистая прибыль регоператора должна была составить 1 млрд. руб. в год (!). Согласитесь, очень выгодная сделка. Наверное, именно так думала московская компания в декабре 2018 года за день до начала мусорной реформы в НСО.

Но, как говорится, гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Считаем дальше?

И так, по моим расчетам РО может собирать в месяц за вывоз мусора около 340 млн. руб. при 100% платежах, и это должно было покрывать все ежемесячные затраты РО.
Согласитесь, это вам не 6,5 млрд. собственных средств потратить на строительство МСК, это прямые доходы, которые должны ежемесячно поступать РО от населения и юрлиц. Но оказалось, что соперником в этой конкурсной борьбе за звание регионального оператора выступает АО "ЭКООПЕРАТОР" (100% акций принадлежат области).

Не буду рассказывать про сам конкурс на РО (конкурсов было два), который проводился с марта 2018 года. Итогом его стало то, что наша областная АО ЭКООПЕРАТОР, на которую из бюджета за три года было потрачено около 40 млн. рублей, и которое на тот момент возглавляла Лариса Анисимова, просто была снята с конкурса, т.к. не перевела 250 млн. залоговых рублей (точнее, не представила платежку о перечислении этих денег) и допустила ошибки в своей заявке (одни и те же величины приведенных затрат на разных страницах заявки разные). Впрочем, и первый конкурс наш ЭКООПЕРАТОР проиграл бы по баллам, если бы тот конкур не отменили (я об этом писал подробно).

И так, победителем в конкурсе вышло ООО "Экология-Новосибирск", собственником которой фактически является московская компания проектного финансирования (ГК ВИС). Случайно ли это получилось? Большой вопрос. Но только ровно через месяц после такого позорного снятия с конкурса Лариса Анисимова увольняется из областной акционерки ЭКООПЕРАТОР и быстро становится генеральным директором победившей «Экологии-Новосибирск» (ГК ВИС). Выходит, что всё это было не случайно!

Но теория теорией, расчеты расчетами, а жизнь сама по себе сложная штука, о чем я не раз говорил Ларисе Анисимовой. Идем дальше.

Из расчетных (предполагаемых) 340 млн. руб. доходов в месяц, похоже, начислить удалось только 200-220 (?) млн. рублей в месяц (очень мало заключено договоров с юрлицами (7,5 из 35 тыс. действующих юрлиц), да и не на всех физлиц начислишь - просто там мусор не вывозится). Но даже эти средства в полном объеме, скорее всего, не поступают на счета Регоператора (собираемость, насколько я понимаю, немногим больше 65-70%). Значит, реально РО собирает в месяц около 170 (?) млн. рублей (запомним (!) эту цифру).

Напомню, расчетные ежемесячные затраты РО составляют около 258 млн. руб., т.е. для полного расчета по всем договорам и обязательствам РО ежемесячно не хватает около 80 млн. рублей.
Вот откуда у РО ежемесячно нарастает долг (за 7 месяцев дефицит должен был составить 80*7=560 млн. руб.). Но перевозчики пишут Губернатору про долг в 700 млн. рублей. В чем дело? А дело оказывается в том, что оператор просто оплачивает перевозчикам не все объемы, которые они вывезли на полигоны, а только 60% (так указано в письме Губернатору). Вот вам и ещё 200 млн. руб. долга. Так что в 700 млн. руб. долга РО перед перевозчиками и полигонами я верю.
А теперь об объемах мусора, который якобы завышают перевозчики (так озвучено на пресс конференции ООО «Экологии-Новосибирск»).

Давайте разберемся, кто и кого обманывает и кто завышает или занижает объемы.
При утверждении тарифа для регоператора (декабрь 2018) в расчетах департамента определено, что на территории области за год образуется 9 748 460 куб.м. (1 608 495 тонн) ТКО (812 371 куб.м. (134 041 тонн) в месяц). Эти объемы взяты из областной территориальной схемы обращения с отходами (утверждена постановлением правительства НСО), кстати, эту терсхему составляла сама Лариса Анисимова и очень настаивала именно на этих объемах, которые рассчитаны по тем самым (см. ниже) утвержденным нормативам накопления. Эти же объемы в терсхеме распределены по всем 12-ти территориям (кластерам) области и учитываются для каждого перевозчика.

Именно эти объемы образовавшегося мусора нужно вывезти на полигоны и рассчитаться за эту работу с перевозчиками, которых всего 12, и с полигонами, которых всего 20.

Давайте попробуем рассчитать плановые затраты регионального оператора на вывоз/захоронение расчетных объемов мусора в НСО.

По закону, для перевозчиков объемы ТКО измеряются в куб.м. и расчеты производятся за куб.м. Для полигонов те же самые объемы ТКО измеряются в тоннах и расчеты производятся за тонну (к-т плотности мусора 0,165). Тарифы для всех 20-ти полигонов устанавливает департамент. Тариф для каждого полигона разный от 134,52 руб./тонн (Татарск) до 612,96 руб./тонн (Чистоозерное). Учитывая, что 80% всего мусора образуется и захоранивается в г.Новосибирске, возьмем для расчета тарифы для новосибирских полигонов МУП «САХ» - 216,41 руб./тонн.

Итак, за весь расчетный привезенный на полигоны области мусор (134 041 тонн в месяц) региональный оператор должен заплатить полигонам 134 041*216,41=29 млн. рублей в месяц.
А за весь тот же самый перевезенный объем мусора только в кубах (812 371 куб.м. в месяц) региональный оператор должен заплатить перевозчикам по среднему тарифу для города (230 руб./куб.м.), соответственно, 812 371*230=186,8 млн. рублей. Итого, 215,8 млн. рублей по всем договорам ежемесячно.

И так, при плохой собираемости (70%) платежей с населения области и юрлиц (около 170 млн. руб. в месяц), региональному оператору, как мы видим, явно не хватает средств для плановых расчетов с перевозчиками и полигонами как минимум 215,8-170=45 млн. руб. (!) в месяц.
Думаю, именно в этом состоит вся проблема РО и в этом кроется «конфликт интересов» с перевозчиками.

Однако, вместо того чтобы стараться поднимать собираемость платежей со 170 до 220 млн. руб. в месяц (в идеале до 340 млн.руб. в месяц (см. выше)) регоператор начинает занижать перевозчикам объемы вывезенного мусора, обвиняя их в завышении этих объемов.

Как указано в письме перевозчиков Губернатору, РО оплачивает им только 60% вывезенного объема, а по остальной части объема начинает вести с перевозчиками тяжбы, предъявлять им надуманные претензии. Кто работает в бизнесе да ещё на конкретных договорах прекрасно понимает, что фактически заказчик хочет заставить подрядчика работать за полцены. Но ведь так в бизнесе не бывает! Все научились считать свои деньги и требуют честных расчетов!

Эта хитрая схема «частичной оплаты» начинает походить на откровенный грабёж подрядчиков или просто на мошенническую схему, называйте как хотите, но лично я вижу эту ситуацию именно так.
Вот отсюда, на мой взгляд, и зародился конфликт интересов, вот отсюда и образовались достаточно большие долги регионального оператора перед перевозчиками.

Кто-то из перевозчиков не выдерживает прессинга монополиста и соглашается на 60% оплату, кто-то не согласен с такой постановкой вопроса и начинаются взаимные претензии.
Вы спросите, почему же такая крупная компания как ГК «ВИС» перекупила такой «планово-убыточный» бизнес и сделала ООО «Экология-Новосибирск» региональным оператором? Ведь ожидаемой (расчетной) прибыли в 1 млрд. руб., как оказалось, нет, сплошные плановые убытки по 45 млн. руб. в месяц.
Не знаю, как рассуждала ГК «ВИС» в октябре 2017 года, когда покупала 75% доли ООО «Экология-Новосибирск», но предполагаю, что именно Лариса Анисимова, в то время ген. директор областного АО «Экооператор» и признанный главный специалист по мусорной реформе в нашей области, консультировала москвичей. Предполагаю, что она приводила москвичам следующие доводы:
Норматив накопления ТКО в нашей области в то время был самый высокий в СФО - 0,1983 куб.м./чел. в месяц. От норматива накопления зависит объем мусора, а значит и затраты на его переработку. Чем больше затраты, тем выше получается тариф.

В 2017 году (момент покупки доли 75%) о едином тарифе для регоператора только рассуждали, ожидалось, что он может быть от 100 до 105 руб./чел. в месяц. Думаю, на этих трех базовых параметрах (норматив, объем, тариф), в то время, был построен весь коммерческий расчет москвичей для будущего регионального оператора, главный из них, конечно, тариф.

Кроме этого, Лариса Анисимова в то время, очевидно, надеялась достаточно быстро достичь уровня собираемости платежей до 90-93% (я всегда сомневался в этой оптимистичной цифре) и рассчитывала очень быстро заключить договоры, как минимум, с 50% юрлиц с дальнейшим увеличения этого процента (на территории области зарегистрированы около 100 тыс. юрлиц, работающих, из них, как минимум 35 тыс. фирм).

Но расчеты расчетами, предположения остаются предположениями, а жизнь, точнее бизнес - сложная штука.

В декабре 2018 года, при формировании тарифа, РО представил в департамент свои предполагаемые затраты на 4,5 млрд. руб. (расчетный тариф для населения - 103 руб./чел.), но департамент утвердил затраты только на 3,7 млрд. руб. (тариф для населения получился 92,42 руб./чел.). Согласитесь, это серьёзный удар по бизнесу регоператора.

Кроме этого, процент собираемости платежей долгое время оставался на уровне 45-55%, сегодня регоператор докладывает о 65-70% (даже в этой цифре я сомневаюсь).
Ну и наконец, количество заключенных договоров с юрлицами из последнего отчета регоператора составил всего 7,5 тыс. из 35 тыс. фирм, точно работающих на территории области, а это всего 5% но никак не 50% как ожидалось.

Думаю, именно эти факторы сильно сказались на сегодняшнем финансовом положении ООО «Экология-Новосибирск». Но ведь все эти отрицательные факторы зависят только от организационных способностей и возможности руководителя организации.

Как мы видим из приведенных расчетов, при таком тарифе (а он с 1 июля снизился с 92,42 до 88,62 руб./чел. в месяц) и не очень качественной организационной работы самого регоператора, ежемесячный недобор доходов, как принято говорить - кассовый разрыв, составляет около 45 млн. руб. И этот кассовый разрыв как-то надо ежемесячно гасить.

В соглашении министерства ЖКХ с регоператором сказано, что все свои обязательства он исполняет исключительно за счет полученных платежей и собственных средств. Это значит, что кассовые разрывы регоператор обязан гасить только сам, как правило, это делается через кредиты в банках. Но, со слов представителя ГК «ВИС» Кирилла Гапеева, проблема оказалась ещё и в том, что нашему регоператору ООО «Экология-Новосибирск» крупные банки отказывают в кредитах, ссылаясь на не устойчивость и не рентабельность мусорного бизнеса, а банкиры умеют считать деньги.

Завершая, хочу ещё раз отметить, что проблем в мусорной отрасли много, а в бизнесе нашего регоператора ООО "Экология-Новосибирск" - ещё больше.

Конечно, многое зависит от опыта, знаний и организационных усилий самого регоператора, точнее его руководителя. Возможно, этого как раз и не хватает ООО «Экология-Новосибирск».
Я не уверен, что проведенная пресс конференция ГК «ВИС» с обвинениями перевозчиков может помочь общему делу, а вот обострить ситуацию – это вполне возможно.

Источник, изображение из открытых интернет-источников


Комментарии – 0
Оставить комментарий

Прежде чем вы сможете увидеть свой комментарий, он будет проверен редактором.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6

Комментарии

[X]

Войти в личный кабинет

Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?