РЕГИОНАЛЬНЫЕ НОВОСТИ
Как «умнеют» города - интервью министра строительства и ЖКХ России Владимира Якушева
04/10 05:51
Цифровой двойник города, датчики света и тепла в помещениях, состояния дорожного покрытия – на улицах… Всё это уже реалии наших дней, причём не только в мегаполисах, но и в маленьких городках.О том, как наши города становятся «умными» и как происходит цифровая трансформация жилищно-коммунального хозяйства, «АиФ» расспросил министра строительства и ЖКХ России Владимира Якушева.
Мария Беляева, «АиФ»: Владимир Владимирович, понятно, что «цифра» – это сегодня наше всё. Но объясните, так ли необходима тотальная цифровизация городского хозяйства?
Владимир Якушев: Вот простой пример: установка «умной» системы освещения. Благодаря ей улицы становятся безопасными и для пешеходов, и для автомобилистов в тёмное время суток и средства на электроэнергию тратятся рационально, потому что впустую свет не горит. Кто скажет, что в таких системах нет необходимости?
«Умный город» – это город, в котором взаимосвязанно работает множество подобных систем. И благодаря им можно заранее предупредить аварийные ситуации, точнее вести учёт потребляемых ресурсов, расходовать их экономнее. И самое главное – вовлечь самих жителей городов в их развитие.
В конечном итоге цифровая трансформация и автоматизация процессов – это не самоцель. Цель – повышение эффективности всей городской инфраструктуры и развитие городов. И как следствие – повышение комфорта, удобства и безопасности жизни в городах.
– Но ещё до старта проекта «Умный город» в разных городах понемногу внедрялись такие системы. Это значит, что исходные позиции у всех разные.
– И исходные позиции разные, и болевые точки. Чтобы объективно определить ситуацию и перспективные направления развития, до конца года мы измерим индекс IQ городов. Проведём оценку уровня цифровизации городского хозяйства, поможем определить ключевые направления и приоритеты, в которых требуется внедрение цифровых решений. А при его сравнении будем смотреть не столько на величину показателя, сколько на динамику её изменения, – как раз для того, чтобы учесть разницу в стартовых позициях. Эти измерения, кстати, помогут определить и объём средств, которые необходимы для внедрения инновационных технологий.
– Сколько сейчас участников проекта?
– В проекте участвуют все города и административные центры страны с населением от 100 тыс. человек. Таких в России 203.
В их числе города-пилоты, их сейчас 76. Они взяли на себя обязательства не только выполнить стандарт досрочно, но и сделать больше, чем предусмотрено, с учётом специфики и потребностей города.
До 2024 г. во всех городах – участниках проекта на «цифру» должны перейти ЖКХ, транспорт, городская среда, системы общественной и экологической безопасности, туризма и сервиса. Всё это прописано в «Стандарте умного города России», который утверждён Минстроем.
– До 2024 г. ещё пять лет. Очевидно, что есть первоочередные задачи и те, которые будут решены только к концу срока. Расскажите о том, что делается уже сейчас.
– Главная задача этого и следующего годов, согласно «Стандарту умного города России», – создание цифровых платформ вовлечения граждан в процессы принятия решений по развитию городов, в том числе объектов благоустройства.
– Это как «Активный гражданин» в Москве?
– Да, в Москве это и «Активный гражданин», и портал «Наш город». В Подмосковье – портал «Добродел», в Тюмени – «Тюмень – наш дом», в Новгороде – «Вечевой колокол», в Перми – «Решаем вместе», в Мурманске – «Наш Север», в Якутске – «Онлайн-Якутск», во Владивостоке – «Сделай Приморье лучше».
С помощью таких порталов и сервисов жители могут принимать участие в голосовании, вносить предложения по улучшению городской среды: к примеру, в этом месте нужно обустроить сквер или там-то нужен удобный подъезд к поликлинике. Горожане могут и сообщать о проблемах (не убирают территорию, нет детской площадки и т. д.), помогая таким образом власти контролировать городское хозяйство и своевременно устранять недочёты.
Одна из первостепенных задач проекта – создать механизм прямого участия горожан в формировании комфортной городской среды, привлечь их к принятию важных для развития городов решений.
– Что значит «привлечь жителей»? Есть ли какие-то количественные ориентиры?
– Количественные ориентиры поставил президент страны в своём указе «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Там сказано, что необходимо увеличить долю граждан, принимающих участие в решении вопросов развития городской среды, до 30%.
Люди должны видеть и понимать, что их город живёт для них и развивается по их заказу. Должны чувствовать себя хозяевами в нём.
Как «поумнели» города, которые идут по пути в «цифру» уверенной поступью и быстрым шагом? Вот несколько примеров из разных регионов страны.
Сатка, Челябинская обл., 42 тыс. жителей.
Рабочий город, где поблизости самое большое в России месторождение магнезита и железные рудники, разработка которых началась ещё в XIX в. Цифровые технологии здесь стали внедрять в 2016 г., с марта этого года город стал «пилотом» проекта «Умный город».
На одной из городских улиц на опорах рядом с дорогой установлены датчики состояния дорожного полотна. Они сообщают в муниципальную информационную систему, сколько на проезжей части влаги, снега или льда, сколько противогололёдных смесей.
Это позволяет в режиме онлайн контролировать качество работы дорожных служб, коэффициент сцепления на проезжей части и оперативно принимать решения.
В подъездах домов устанавливаются «умные» домофоны, которые ведут видеонаблюдение за дворами и, если что не так, сигнализируют службе «112». А скоро на пешеходных переходах за 50 м до «зебры» появятся информационные табло, чтобы предупреждать водителей, если на переход вышел человек или животное. Для остановок уже разработаны «умные» стелы, которые покажут, как движется транспорт, и сообщат о времени его прибытия. Установленные на них видеокамеры дадут возможность правоохранительным органам наблюдать за порядком на остановках, которые до этого были криминогенными местами.
Первый русский город в Сибири, сейчас крупный промышленный центр. Чтобы разбудить инициативу жителей, здесь создали целое семейство сетевых ресурсов. Портал «Тюмень – наш дом» даёт возможность получить информацию о капремонте своего дома и благоустройстве двора, отключениях на инженерных сетях и управляющей компании, об участковом уполномоченном и депутате по своему округу, а также узнать адрес и телефон поликлиники, ближайшие остановки транспорта.
Здесь же можно сообщать о проблемах. Сейчас на портале зарегистрировано 30 тыс. пользователей, они направили 17 тыс. обращений, и более 90% проблем решается. В ходе прошлогоднего опроса 61% участников сказали, что портал помог им в решении проблем, а 87% горожан рекомендуют друзьям воспользоваться им.
Жители города пользуются также сервисами «Я решаю!», «ТвоЯ Тюмень». На первом проводится онлайн-голосование по насущным для жизни города вопросам.
Якутск, столица Якутии, 300 тыс. жителей.
В самом крупном из городов России, расположенных в зоне вечной мерзлоты, планируется внедрение датчиков, отслеживающих её состояние. Ведь эксперты прогнозируют потепление, а оно может привести к оттаиванию вечной мерзлоты – соответственно, нужно будет своевременно предпринимать меры для обеспечения сохранности зданий и дорог.
По всему городу установлены тёплые и «умные» остановки: в них горожане не только греются, но и могут зарядить телефоны, воспользоваться Wi-Fi, одновременно отслеживая прибытие транспорта на мониторах. Есть там и тревожные кнопки.
Практически все жители – пользователи электронных сервисов. На портале «Онлайн-Якутск» они оставляют сообщения о проблемах, голосуют за объекты благоустройства, высказывают предложения по улучшению городской среды, участвуют в публичных слушаниях.
Источник: Минстрой России
Комментарии – 0