Яндекс.Погода
Поиск по сайту
 

РЕГИОНАЛЬНЫЕ НОВОСТИ 

Жадных коммунальщиков планируют штрафовать
Жадных коммунальщиков планируют штрафовать
14/01 12:38

Правительство РФ предлагает штрафовать за жадность ресурсоснабжающие компании, чтобы те не завышали стоимость услуг ЖКХ. Сейчас ограничительные меры разрабатываются в кабинете министров. В Госдуме уже пообещали: все фракции эту инициативу поддержат.

Журналисты ОТР в прямом эфире обсудили эту инициативу с экспертами. Первым стал Александр Толмачёв, заместитель председателя Союза юристов Москвы, доктор юридических наук.

- Александр Васильевич, давайте для начала все-таки проясним, что у нас сейчас происходит. Почему у нас такие тарифы разные в разных регионах? Что входит в составляющую тарифа, которая закладывается государством? Сколько делают надбавки ресурсоснабжающие компании и что с этим делать?

- Итак. Все, о чем мы сегодня говорим, началось не сегодня, а началось примерно в 2002-2003 году, когда были приняты решения правительством о том, что необходимо резко увеличить расходы населения и предприятий для того, чтобы чинить вот эти самые изношенные трубы, коммуникации, у наших любимых монополистов. И газовиков, и тепловиков, и т. д. И было тогда принято решение ровно в 2 раза увеличить. И появилась так называемая инвестиционная составляющая. Например, если мы платили, условно, 5 руб. за кубометр - стали платить 10 руб. И вот эта вторая составляющая должна была бы этой самой компанией быть потрачена на ремонт трубы. Мы наивно думали, что это произойдет. Но, как всегда бывает, ничего не произошло.

И прошло уже почти 18 лет, а, извините, этого не произошло. И, видимо, не произойдет. Т. е. концепция как не работала, так и не работает. Если мы говорим вторую составляющую… Это как бы инвестиционная. А вторая составляющая - так называемая норма прибыли. Дело в том, что тогда же, в 2002-2003 году была принята идея такая. Для того, чтобы модернизировать всю нашу коммунальную систему (я подчеркиваю: не жилищную, а именно коммунальную, т. е. ресурсоснабжающие системы), надо бы привлечь туда бизнес, желательно иностранный. И давайте-ка норму прибыли в этих компаниях повысим. Но не меньше, чем 20% ежегодно. Грубо говоря, если мы сравним, например, с Европой, с Германией, там, если ты получаешь прибыль свыше 12%, считай, что ты мошенник. А у нас решили 20%. Ну ладно, бог с ними. Так вот, речь идет о том, что каждый год на протяжении последних 18 лет ежегодно на 20% повышается платеж. Для чего? Для якобы завлечения новых инвесторов туда. Как вы думаете, хоть один инвестор пришел? Ничего подобного. В 2003, 2004 году пытались иностранцы войти.

Я помню, в Ленинградской области в Петербурге немцы решили прийти. Так их послали, сказали: вы не для этого, вообще не для вас это повышение происходит. Поэтому сегодня у нас монополия, ничего ты с этой монополией не сделаешь. Поэтому любые изменения жилищного законодательства не решат главной задачи. Монополист сохраняет или нет? Если мы берем пример любой страны другой, кроме России, где нет монополии: у тебя есть право выбора. Либо тепло брать от Васи, от Пети или от Феди. Электричество брать - то же самое, неважно у кого. И тогда у тебя появляется конкуренция. А какая у нас конкуренция? У нас монополисты. Поэтому любые попытки изменить в жилищном законодательстве - штрафы, еще попытки пригрозить пальчиком, - ничего не дадут. Программа принята 18 лет назад, и она работает. Они выполняют эту программу.

- Вроде как не новость о том, что тарифы часто не соответствуют действительности, необоснованные. В марте 2019 года как раз глава ФАС Игорь Артемьев заявил, что по большинству позиций россияне переплачивают за ЖКХ-услуги более 100%. В трех четвертях российских регионов точно это делают. Т. е. это всем известно. Почему у нас есть ФАС, у нас есть прокуратура. Для чего нужна новая комиссия? Почему сейчас нельзя как-то контролировать, придерживать, в конце концов, компании?

- Послушайте, есть два ответа. Первый ответ очень простой, и знают его все управленцы. Это называется «закон Паркинсона». Знаете, что это такое? Это когда размер чиновнического аппарата и зарплаты растут пропорционально жизни этой самой структуры чиновничьей. Вот, грубо говоря, если 20 лет назад чиновников, которые обслуживали и управляли этой системой, было 10 тыс., сегодня их 100 тыс. И это прогрессия геометрическая. Никуда не денешься.

Второй вопрос. Да, мы однажды в Карелии решили проверить городки, которые - рядом находится Финляндия, и черпают воду из одного озера. Финны черпают и наши черпают. Наша вода стоит из этого же самого озера в 4 раза дороже, чем для финнов. А на наше «почему» что было сказано: «Да вы просто политики партии и правительства нашего не понимаете». Но мы правда ни фига не понимаем это. А реальность очень простая. Ребята, мы завязаны на этих инженерных системах и никуда не денемся до тех пор, пока не будет альтернативы. Альтернатива - это что значит? Например, в Москве был эксперимент еще в конце 90-х годов: на крышах ставить крышные котельные, крышные электростанции.

Они занимают всего-навсего 5 кв. м, грубо говоря, и такие тумбы. И они способны были снабжать и дом, и два дома. Вы думаете, эксперимент поддержали? На двух домах поставили, на остальных - мэр Москвы тогда сказал: «Ну, нам это нафиг не надо, для конкурентов для Мосэнерго не пойдет». Точно такая же история для всех. Пока мы сегодня не примем решение о ликвидации монополии, вот мы будем мучиться с этим.

- Мне кажется, раз так активно поддерживают в Думе, что эти поправки все-таки пройдут. Как это будет выглядеть на деле? Кто будет определять этот перевес в цене: что, мол, слишком пожадничали здесь? И какие штрафы могут ждать ресурсоснабжающие компании?

- Вот послушайте. Я всегда сторонник был того, что самые бессовестные люди в нашей стране - это юристы и врачи. Потому что чем хуже людям, тем лучше юристам и врачам. Так вот, у меня сейчас подозрение, что чиновники - это третья категория. Дело в том, что для разработок всевозможных поправок требуются затраты бюджета, плата экспертам. Естественно, им выгодно, чтобы была масса этих поправок в законодательство. Но люди на этом зарабатывают деньги, а будет толк? Абсолютно толка не будет. Потому что мы пока сегодня управляемся в некой странной виртуальной цифровой экономике. Где, знаете, баланс - это просто циферки на картинке в табличке, а не реальный баланс интересов населения. У нас население не просто не понимает этого, а даже население пытается вникнуть: а может быть, это проклятие какое-то на нашей стране, какие-то божественные проклятия? Но надо сказать следующее. Все в наших головах. Дело в том, что если вы не хотите, извините, переплачивать, и если вы хотите жить не в сумасшедшем доме, а в нормальном: первое - берете земельный участок, строите себе домик и сами добываете воду. Вот так.

Наталья Чернышёва, эксперт в сфере ЖКХ


- Наталья Юрьевна, скажите пожалуйста, вот предыдущий наш эксперт сказал, что у нас нет альтернативы тем монополистам, которые сегодня снабжают нас ресурсами. Вообще, может такая альтернатива появиться? Кто может зайти на этот рынок, чтобы составить конкуренцию? Или мы бесконечно будем ждать, когда у нас будут обновляться, перекладываться трубы и т. д.?

- В первую очередь, нам нужно провести аудит тарифов. Дело в том, что у нас никогда его не проводилось.

- По всем регионам, вы имеете в виду?

- Я имею в виду во всех регионах. Потому что, действительно, вода, например, тариф за воду должен рассчитываться от себестоимости кубометра воды в водохранилище. Это никогда у нас не делалось и никогда не рассчитывалось. Федеральная антимонопольная служба собирается сделать так называемые эталонные тарифы. Это в общем-то хорошая вещь. Это эталонное значение, от которого будут рассчитываться значения в других регионах во всех. Дело в том, что, к сожалению, данные, которые собирает ФАС, являются неполными и неточными. И их нужно, естественно, улучшать.

- И этим как раз и займется комиссия, которую собираются создать?

- Я очень на это надеюсь, на самом деле. У нас еще 15 лет назад была создана Единая информационно-аналитическая система ФАС, которая сейчас не работает. Ее нужно улучшать. Дело в том, что сущности не стоит умножать без необходимости, что называется, по Бритве Оккама. Нужно улучшать то, что есть. Была уже идея, и ее нужно развить, естественно. Но самое главное - это действительно провести аудит всех тарифов. Чтобы люди не спрашивали, почему у нас такие тарифы, почему у нас завышены, почему в нашем регионе такие цифры, а в другом регионе другие. Т. е. аудит нужно проводить по всей стране, по всем регионам. Это должны делать региональные власти.

Источник, изображение из открытых интернет-источников


Комментарии – 0
Оставить комментарий

Прежде чем вы сможете увидеть свой комментарий, он будет проверен редактором.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6

Комментарии

[X]

Войти в личный кабинет

Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?