Суды разбирались, входит ли замена неисправных контейнеров для сбора ТКО в обязанности регионального оператора, или этим должны заниматься УО/ТСЖ.
Решение в пользу регоператора — случай из Московской области
Один из МКД Московской области оборудован мусоропроводами и мусорокамерами. Для сбора, вывоза и утилизации отходов собственники заключили договор напрямую с регоператором по обращению с ТКО (ответчик). Однако спустя некоторое время посчитали: ответчик нарушает условия этого договора. Во всех подъездах МКД контейнеры под мусоросборными стволами находятся в ненадлежащем, разрушенном и испорченном состоянии. Это вызывает антисанитарию, нарушает правила обращения с отходами производства и потребления, создает неблагоприятные условия для проживания граждан.
Неоднократные обращения собственников к УК и регоператору ситуацию не исправили. Ответчик ссылался на то, что расположенные в мусорокамерах контейнеры относятся к общедомовому имуществу, в связи с чем ответственность за их содержание несет УК.
Обращаясь в суд, председатель совета МКД просил обязать регоператора разместить и использовать для накопления ТКО в многоквартирном доме четыре контейнера емкостью 0,7 куб. м каждый.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования, указав на следующее:
— обращение с ТКО на территории субъекта РФ обеспечивается регоператорами на основании заключенных с потребителями договоров;
— регоператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО;
— приобретение контейнеров для накопления ТКО и их ремонт возложены на регоператора, являются его прямой обязанностью и должны осуществляться исключительно за счет утвержденного тарифа.
Апелляционный суд отменил вынесенное решение и отказал в удовлетворении исковых требований.
По общему правилу, контейнеры могут приобретаться, в частности, собственниками земельных участков, на которых расположены места (площадки) накопления ТКО; органами местного самоуправления, создавшими места (площадки) накопления ТКО в соответствии с действующим законодательством; лицами, осуществляющими управление МКД, потребителями.
«Приобретение контейнеров и бункеров для накопления (складирования) ТКО и их содержание может осуществляться региональным оператором, но только в пределах, не превышающих 1% необходимой валовой выручки [НВВ] регионального оператора на очередной период регулирования, при учете органом регулирования тарифов соответствующих расходов».
Однако ответчик уже исполнил свою обязанность по закупке контейнеров. Об этом свидетельствует экспертное заключение Отдела регулирования цен (тарифов) на социально значимые товары, работы и услуги в области обращения с ТКО Комитета по ценам и тарифам Московской области: фактически затраты оператора на приобретение контейнеров и бункеров за 2020 г. и истекший период 2021 г. составили 1,31% НВВ, тогда как закупка контейнеров не должна превышать 1% НВВ.
Также суд установил:
- Обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, не входящих в состав общедомового имущества, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки, если иное не установлено законодательством РФ.
- Обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений в МКД или лицах, осуществляющих управление МКД. При этом плата за соответствующие услуги входит в состав платы за содержание жилого помещения, вносимой собственниками МКД.
- В п. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда № 170 предусмотрены следующие обязанности организации по обслуживанию жилищного фонда: установка на обслуживаемых территориях сборников для твердых отходов; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и мусоросборников, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
То есть, «в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, к обязанностям регионального оператора не относится создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО».
Первый КСОЮ согласился с этими выводами и оставил вынесенное решение без изменений (определение № 88 – 7762/2022).
Регоператор проиграл спор с ТСН — история из Смоленска
На контейнерной площадке двух МКД под управлением ТСН «Юрьева дом 3, 5» сгорели пластиковые мусорные контейнеры. Региональный оператор (АО «СпецАТХ») уведомило ТСН о необходимости установки новых контейнеров, товарищество этого не сделало. Регоператор обратился в суд с иском об обязании ТСН установить три контейнера объемом 1,1 куб. м.
Позиция регоператора:
— Площадка, где сгорели контейнеры, используется для нужд собственников помещений домов под управлением ТСН «Юрьева дом 3, 5». Это указано в реестре мест (площадок) накопления ТКО и территориальной схеме обращения с отходами.
— Работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО входят в Минимальный перечень услуг и работ № 290 (п. 26(1)).
— Пунктом 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилфонда № 170 предусмотрены обязанности УК и ТСЖ по установке на обслуживаемой территории мусоросборников и содержанию их в исправном состоянии.
Позиция ТСН:
— Установить контейнеры обязан регоператор, поскольку тариф на вывоз ТКО включает расходы на их приобретение.
— В плате за содержание и ремонт жилого помещения расходы на покупку контейнеров не заложены.
— В форме типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденной постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, закреплена обязанность регоператора принимать необходимые меры по своевременной замене поврежденных контейнеров (пп. «д» п. 11).
— Утраченные в результате возгорания контейнеры принадлежали АО «СпецАТХ». Регоператор просто вывез с площадки установленные при сдаче дома в эксплуатацию металлические контейнеры, несовместимые с конструкцией мусоровоза, и поставил свои, из пластика. Документально это никак не оформлялось. Собственникам помещений и ТСЖ контейнеры не передавались.
— Содержание контейнерной площадки (п. 26.1 Минимального перечня услуг и работ № 290) подразумевает ее уборку и ремонт и не включает установку контейнеров.
Суды всех инстанций, включая Верховный Суд РФ, отказали в удовлетворении требований регоператора (определение по делу № А62 – 9850/2022).
— По закону УК (ТСЖ) обязаны только создать площадку накопления ТКО, а устанавливать на ней контейнеры – не обязаны (ч. 1 ст. 36, ст. 39, ч. 2 ст. 154, ч. 1.2 ст. 161 ЖК РФ, п. 26(1) Минимального перечня услуг и работ № 290, абз. 5 п. 2 Правил обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156).
— Договорных отношений между регоператором и ТСН нет. Индивидуальных договоров между регоператором и собственниками помещений также нет. Значит, договоры с ними считаются заключенными на условиях типового договора (п. 8(17), 8.(18) Правил обращения с ТКО).
— Расходы на покупку контейнеров могут включаться в валовую выручку регоператора (п. 90 Основ ценообразования в области обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 № 484. В единый тариф АО «СпецАТХ» такие расходы включены (в 2023 году – более 11,5 млн. руб.).
— Регоператор ежегодно уведомляет ОМСУ о том, на каких площадках планируется разместить контейнеры (п. 13(1) Правил обращения с ТКО), и обязан заменять принадлежащие ему поврежденные контейнеры (пп. «д» п. 11 типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО). Новые контейнеры должны быть равнодоступны всем потребителям, оплачивающим вывоз ТКО по единому тарифу. На деле же из года в год АО «СпецАТХ» по предложению ОМСУ устанавливает их только на площадках МКД под управлением УК «Жилищник».
— Плата за содержание жилого помещения не включает расходы на приобретение мусорных контейнеров. Нельзя обязать УК (ТСЖ) купить такие контейнеры без соответствующего решения ОСС.
— С момента принятия Правил и норм технической эксплуатации жилфонда № 170 правовое регулирование «мусорных» вопросов изменилось. Поэтому «указанные Правила должны применяться во взаимосвязи с нормативными положениями, вступившими в силу в более поздний период, в частности с Основами ценообразования в области обращения с ТКО, принятыми в 2016 году и предусматривающими в установленных случаях обязанность по приобретению мусоросборников за счет тарифной выручки региональными операторами».
Авторы: Павлова А. С.; Шоломова Е. В., юрист, председатель правления ТСН «Зеленая, 22».