ТСН из Екатеринбурга расторгло договор с подрядчиком, обслуживающим среди прочего систему отопления, поэтому подготовку к отопительному сезону пришлось выполнять самим.
При запуске системы отопления товарищество столкнулось с тем, что подпитка отопления никак не давала необходимые 6,5 атм (давление обратки внутреннего контура в подвале). Манометр останавливался на 5,9 атм и не двигался дальше. Приходилось каждый раз переключать подпитку с обратки трассы на подачу, и тогда подпитка завершалась быстро.
Выяснение причины
На подпитке стояли 2 насоса в параллели, из которых один почему-то не работал. Оказалось, что когда-то давно сработала защита.
Однако когда насос снова заработал, давление от этого не повысилось.
Все действия по запуску были выполнены (проверить поток, стравить воздух и т.д.). Однако ситуация осталась прежней: давление поднималось лишь с 4,4 атм до 5,9 атм вместо необходимых 6,5 атм.
Из технических характеристик (на шильдике на самом моторе) выяснилось: номинальный напор – 15,6 м водяного столба, что соответствует примерно 1,5 атм. Такие насосы достались от застройщика.
Таким образом, насосы подпитки отопления объективно не могли справиться с задачей: предельная высота подъёма воды – всего 19 м, и с фактическим давлением в обратке теплотрассы они физически не способны «достать» до верхнего этажа. Это объяснило, почему жильцы верхних этажей сталкивались с проблемами отопления.
Интересно, что ранее занимавшийся этими вопросами подрядчик был в курсе проблемы, но вместо того, чтобы прочитать шильдик на моторе и понять источник проблемы, он предпочитал годами таскать насосы по ремонтами, которые закономерно не приводили к положительному результату, так как технические характеристики насосов от таких процедур не менялись.
Решение
ТСН заказало новые насосы, которые ожидались лишь через 4 – 6 месяцев – и это на старте отопительного сезона. Нужно было как-то выкрутиться из положения. Сперва техник-смотритель попробовал подключить отопление к ГВС2 через мембранный регулятор давления на 7 атм, но выяснилось, что на пределе диапазона он работает крайне медленно.
Тогда техник взял готовый шаровой кран с сервоприводом, сделал для него небольшую обвязку для открытия и закрытия. Сигналом к включению сделал 220в на управляющем сигнале любого контактора, питающего насосы подпитки. Для этого пришлось замкнуть вводы контакторов, чтобы ротация насосов не мешала. Выключение – соответственно, снятие управляющего напряжения:
Таким образом, «насосом подпитки отопления» стал насос ГВС 2 зоны: он выдаёт 8 — 9 атм, а для отопления требуется 6 – 7.
Стоит отметить, что Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок № 115 прямо позволяют так делать:
“Допускается подпитка системы отопления от водопровода при условии, что напор воды в водопроводе превышает статическое давление в нижней точке системы не менее чем на 0,1 МПа (1 кгс/см2) после химводоподготовки” (п. 5.1.11).
Разрешение ситуации
Всё заработало хорошо и быстро. В таком режиме дом прожил два месяца, после чего история благополучно разрешилась. Поставщик изготовил насосы раньше срока, которые и были установлены вместо временного решения.
Временное решение нельзя назвать красивым, и конечно хотелось бы сразу поставить новые нормальные насосы. Но реальность диктует свои условия. У нас нет возможности получить требуемое в течение 5 минут по щелчку пальцев, даже за деньги, а решить проблему нужно «здесь и сейчас». Потому и появляются на свет подобные «решения».
Главное – никогда нельзя воспринимать их как что-то постоянное, и при первой же возможности заменять на правильное, «каноническое» решение. Тогда и работать всё будет надёжно и долго.
Реклама. ООО «Служба правовых извещений» ИНН 0278195730 Erid 2Vtzqvs2poa