В августе 2023 г. подрядчик направил ТСЖ проект, предполагающий переход МКД на новую систему теплоснабжения с полной заменой и переоборудованием коммуникаций, установкой бойлерных станций, а также дополнительными шурфами в межэтажных перекрытиях.
Собственники оперативно провели общее собрание, на котором решили, что такая система теплоснабжения им не нужна. А вскоре узнали, что капитальный ремонт МКД перенесен на 2026 г.
Обращаясь в суд, ТСЖ просило:
— признать перенос сроков незаконным;
— обязать ФКР включить МКД в реестр домов, подлежащих капремонту в 2024 г.
В обоснование требований указало, что предложение по капремонту МКД на 2022 г. предусматривало ремонт фундамента и подвальных помещений, существующих систем водо- и теплоснабжения, водоотведения. Собственники к этому ремонту подготовились и даже сняли узел учета тепловой энергии. В итоге уже несколько месяцев платят по среднему показателю, а подрядчик к работам так и не приступил.
Суды в иске отказали.
- Согласно региональной программе, на 2022 г. в доме запланирован капремонт фасада. А вот ремонт систем водо- и теплоснабжения, водоотведения — как раз на 2023 г. С учетом этих сроков ФКР и заключил с подрядчиком договор на капремонт инженерных систем.
- Приложением № 12 к постановлению Правительства Ростовской области от 28.06.2013 № 421 установлен порядок определения невозможности оказания услуг и (или) выполнения работ по капремонту МКД и установления фактов воспрепятствования проведению таких работ (далее — Порядок).
- Воспрепятствование капремонту может выражаться в форме недопуска подрядной организации в помещения МКД и (или) к его строительным конструкциям, инженерным сетям, санитарно-техническому, электрическому, механическому и иному оборудованию (п. 4 Порядка).
- Факт воспрепятствования фиксируется актом, который подписывают ФКР, подрядчик, осуществляющее строительный контроль лицо, а также уполномоченный представитель собственников МКД. Если последний отказывается от подписи, в акт вносится соответствующая отметка.
Форма акта утверждена приложением к Порядку. - Акт является основанием для актуализации региональной программы капремонта и внесения изменений в краткосрочный план ее реализации.
И если фиксируется факт невозможности выполнения работ по капремонту, то уже заключенный договор приостанавливает свое действие, срок оказания (выполнения) не начатых работ переносится на три года, срок завершения ранее начатых — на один год.
В рассматриваемом деле такие акты воспрепятствования имеются. Они подписаны представителями ФКР, подрядчика и организации, осуществляющей строительный контроль. Представитель собственников от подписи отказался, о чем в актах имеются отметки. Именно на основании этих актов в региональную программу были внесены изменения, касающиеся срока проведения капремонта в МКД. То есть, капремонт систем водо- и теплоснабжения, водоотведения правомерно перенесен с 2023 г. на 2026 г.
Также суды отметили: актуализация региональной программы — это компетенция Правительства Ростовской области, а не ФКР. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств в соответствии с ЖК РФ Фонд несет перед собственниками гражданско-правовую ответственность, поэтому его действия не могут быть признаны незаконными в рамках арбитражного процесса. То есть, ТСЖ выбрало ненадлежащий способ защиты прав (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу № А53 – 43530/2023).